Суббота, 04.05.2024, 08:44
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ "Плотниковская ООШ"

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 125
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Развитие самостоятельности мышления современных школьников
24.03.2011, 10:04

Развитие самостоятельности мышления

современных школьников

Математику уже затем изучать надо, что она ум в порядок приводит.

                 М.В.Ломоносов

Развитие личности во все времена интересовало общественное сознание.

В последние годы стала актуальной проблема развития самостоятельности мышления молодежи. Цель современной педагогики – воспитать интеллектуально-развитую и нравственно-ориентированную личность, обладающую способностью свободно мыслить.

Один из путей развития самостоятельности мышления – сотворчество, которое произойдет, если привлечь школьников к активному участию в процессе обучения.

Творческое овладение знаниями, навыками и умениями есть главное условие формирования современного специалиста. В.И. Андреев в своем труде «Педагогика творческого саморазвития» отмечает: «Без организации в учебном процессе самостоятельной работы невозможно создать на занятиях творческую атмосферу, пробудить мыслительную активность учащихся, выработать у них желание приобретать новые знания, сформировать интерес и вкус к продуктивной работе. Важно только из всего многообразия форм самостоятельной работы выбрать наиболее приемлемые для данной группы обучаемых» (Андреев В.И. «Педагогика творческого саморазвития». М.: Просвещение, 1996).

Формы организации самостоятельной работы школьников разнообразны, учителя школы широко и успешно применяют их как на уроке, так и во внеурочное время. Это и работа с книгой (учебник, первоисточник, справочная литература и т.д.), программированное обучение, реферативная, лекторская работа, использование жизненного опыта школьников, практические работы, решение задач с практическим содержанием, решение устных и логических задач, упражнения с набором ответов, среди которых нужно выбрать верный, составление задач самими учащимися, задания по моделированию, олимпиады, математические вечера, выпуск математических газет. Эти формы работы давно используются педагогами школы для выявления различного уровня познавательной активности учеников.

Главное – постоянно повышать эффективность проведения таких форм организации самостоятельной работы.

Постоянный творческий поиск эффективных методов и средств обучения позволяют придать учебно-познавательной деятельности школьников творческий характер.

Результат ощутим только в том случае, если ученик осознанно выбирает оптимальный вариант той  или иной формы самостоятельной работы.

Поставленные цели определяют содержание и объём материала для самостоятельной работы.

Например, если цель – простое запоминание определённой информации, то объём самостоятельной работы может быть сравнительно невелик.

Если же целью служит формирование умений и навыков, объём самостоятельной работы может быть выше. Познавательная активность учащихся при этом значительно возрастает.

Для самостоятельной работы необходимо отбирать материал, ориентированный на потенциальные возможности учащихся. Содержание и объём этого материала также будет влиять на степень самостоятельной работы.

У школьников необходимо воспитывать веру в возможность преодоления учебных трудностей. Она увеличивает активность мыслительных процессов при самостоятельной работе.

Один из важнейших путей развития самостоятельности мышления – средства коммуникации (общение), соотношение этих средств.

Средства коммуникации как неотъемлемый компонент деятельности учеников в процессе самостоятельной работы определяется содержанием учебного материала, поставленными целями, а также уровнем подготовленности учащихся к самостоятельной деятельности.

Деятельность учителя, его личностные качества также влияют на степень познавательной активности школьников. Если учитель в достаточной мере владеет классом, умеет настроить ребят на самостоятельную работу, может обеспечить их необходимыми материалами и пособиями, то он может рассчитывать на хороший результат.

Для этого необходимо чаще организовывать их домашнюю работу, давая задания творческого характера.

При выборе средств коммуникации необходимо учитывать их тесную взаимосвязь со всеми компонентами педагогической системы.

В подростковом возрасте проблема общения «учитель-ученик», «ученик-ученики» стоит порой остро, и педагогу в этом случае приходится учитывать личностные качества ученика, а также потенциал воспитательных возможностей его родителей, социально – бытовые условия, в которых живёт ученик и т.д.

Важный компонент самостоятельной работы – деятельность и личностные качества самих учащихся. Объём самостоятельной работы зависит от их образовательной и воспитательной готовности.

Готовность сельских учащихся не всегда позволяет прибегать к самостоятельному изучению материала, самостоятельному формированию умений и навыков. Недостаточная организованность многих учащихся, отсутствие у них должной дисциплины, чувства долга, элементарной воспитанности приводит к усилению роли педагога в процессе обучения и, как правило, к уменьшению степени самостоятельности обучаемых. Здесь свою роль должны сыграть профессиональные качества настоящего учителя (врождённый такт, педагогическая мудрость, глубокая заинтересованность в судьбе ученика, требовательность к себе и другим).

Добиться желаемых результатов на пути развития самостоятельности мышления юной личности поможет так называемая система самопрограммирования действий преподавателя и учащихся как оптимальный вариант построения урока.

Э.Ш. Натанзон в своей работе «Приёмы педагогического воздействия» пишет: Схематично структура самопрограммирования выглядит так:

·        постановка перед учащимися познавательной задачи;

·        инструктирование учащихся о порядке выполнения заданий;

·        повторение учащимися ранее изученного материала;

·        восприятие новых знаний и планирование предстоящей работы;

·        выполнение учащимися работы на основе своих познавательных возможностей, жизненного опыта и т. д.;

·        контроль преподавателем качества выполненных заданий;

·        организация самоконтроля и взаимоконтроля учащихся в процессе самопрограммирования;

·        проверка знаний и умений учащихся;

·        подбор преподавателем последующих заданий по самопрограммированию в соответствии с познавательными возможностями учащихся;

Вышеизложенная структура не является жёсткой. В каждом конкретном случае она может существенно видоизменяться в зависимости от характера самопрограммирования задач, решаемых в его процессе, от подготовленности класса. Основная задача школы - научить детей трудиться и мыслить. Учитель должен уметь создавать творческий, деловой настрой на уроке. Требованиям современного процесса обучения и воспитания отвечает умелое применение на уроке наглядности и технических средств. Каждое средство обучения имеет свои дидактические функции, свои возможности использования; отсюда следует и комплексное использование всех видов наглядности. Если слово учителя подкреплено хорошо продуманным зрительным образом, если на помощь приходят разнообразные средства, то урок становится живым и интересным для каждого ученика. Перед учителями школы поставлена важнейшая задача -  осуществлять комплексный подход к воспитанию школьников. Ее невозможно решать без воспитания активной познавательной деятельности, развития самостоятельности мышления обучающихся, вооружения их общими приемами пространственного воображения, развития способности понимать смысл поставленной задачи, умения логически рассуждать, усваивать навыки алгоритмического мышления.

Математический смысл мышления нужен сегодня всем: не только специалисту-математику, инженеру, ученому-физику, но и врачу, и рабочему, моряку и спортсмену, даже художнику и литературу.

Наблюдения показывают, что умение самостоятельно мыслить повышает и общую грамотность человека.

з организации в учебноммоуправлениями есть главное условие формирования современного специалиста. ыслить.

Категория: Мои файлы | Добавил: Юпитер
Просмотров: 2504 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024