Четверг, 02.05.2024, 04:26
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ "Плотниковская ООШ"

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 125
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Работа над сочинением и изложением
24.03.2011, 10:00

Работа над сочинением и изложением

 в ходе подготовки к ГИА в новой форме

 

Работа по развитию речи проводится на всех уроках изучения школьного курса русского языка и на специальных уроках развития связной  речи, где отрабатываются в соответствии с программой определённые коммуникативно-речевые умения. На нее программой отводится примерно 11-20% учебного времени. 

От первого урока развития речи в пятом классе и до заключительного урока в девятом школьник проходит большой и сложный путь. Насколько успешным будет этот путь, в значительной мере зависит как от организации всей работы по русскому языку, так и от результативности уроков развития речи.

Специальный урок развития речи – один из самых сложных уроков. Сложность его определяется и многогранностью задач, которые предстоит решить, и особой подготовкой урока такого типа: ведь он связан как с интеллектуальным и речевым развитием школьников, так и с обогащением их эмоционального, духовного мира.

В системе работы, призванной развивать и совершенствовать коммуникативно-речевые умения школьников, большую роль играют изложения – традиционный, проверенный в практике обучения вид работы по развитию связной речи.

При работе над изложением не только активизируется пассивный словарь ученика, но и в его речь входят новые слова, над значением и употреблением которых необходимо в классе провести определенную работу, в результате которой речь обучающихся обогатится и другими языковыми средствами мысли. Школьники учатся выделять главное и второстепенное, доказательство и выводы, делить текст на смысловые отрезки и устанавливать между ними связь, составлять план.

В школьной практике используются различные по цели и разнообразные по содержанию исходные тексты изложения.

По отношению к объекту текста различают изложения подробные и сжатые, выборочные и с дополнительным творческим заданием.

Если задача подробного изложения - максимально полно воспроизвести содержание исходного текста с сохранением авторского стиля, то сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, очень краткую передачу содержания текста при условии, что основные мысли автора, логическая последовательность событий, характеры действующих лиц передаются без искажающих изменений;  вычленения в тексте основных микротем; обобщения содержания исходного текста.

Сжатое изложение считается наиболее трудным. Это объясняется тем, что при его написании необходимо осуществить компрессию (сжатие) воспринятой информации, в результате чего добиться построения такого текста, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств. Оно должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию. Таким образом, сжатые изложения требуют специальной логической работы над текстом.

При обучении сжатому изложению формируются следующие коммуникативно-речевые умения:

- умение отобрать в исходном тексте основное (относительно частей исходного текста) и существенное (внутри каждой основной части);

- умение сокращать текст разными способами;

- умение правильно и логично излагать свои мысли;

- умене точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

Подготовка к сжатой передаче содержания дисциплинирует мышление учащихся, приучает их к содержательной, лаконичной и точной речи.

Программой предусмотрено, что изложения чередуются следующим образом: сначала пишутся изложения, близкие к тексту, прежде подробные, потом сжатые, сначала по заранее подготовленному  плану, потом без плана, сначала без изменения текста, потом с изменением его и дополнениями (например, продолжением рассказа).

Успех работы над изложением определяется тем, какая подготовительная работа к нему проводится учителем. Ведь по существу само изложение – это уже заключительный этап целой серии предшествующих ему работ (упражнений) стилистического характера.

Необходимо проводить разнообразную подготовительную работу. Лучше, если она ведется  продолжительное время, начиная иногда за 5-7 уроков до изложения и охватывая широкий круг видов работ и навыков. Здесь и работа над навыками обучающихся  со словами, которые встретятся в тексте (введение в примеры, объяснение и запись их на доске или в тетрадях, введение в настоящий словарь, справки в толковых словарях), над словами с трудными  орфограммами или на те же правила, которые в данный момент изучаются, составление предложений, подбор синонимов, объяснение знаков препинания, составление планов и так далее.

Однако все эти разнообразные способы подготовки к изложению могут быть оправданы только в том случае, если они несут с собой что-то новое для обучающихся,  не являются многократным повторением одних и тех же операций, учитывают степень натренированности учеников в выполнении аналогичных упражнений. В противном случае они могут не только не помочь, а  и принести вред.

Известны случаи, когда в классе, уже привыкшем писать изложения, все работы оказались почти одинаковыми. Это результат того, что текст  изложения, по условиям работы,  был прочитан несколько раз, план записан на доске, и несколько обучающихся перед письмом устно рассказали содержание текста. Ребята его хорошо запомнили и записали почти в идентичной форме.

Поэтому  по мере совершенствования навыков обучающихся в изложении нужно постепенно сокращать, ограничивать подготовку к изложению (например, чтением только 1 раз, не писать план на доске и не вводить устного пересказа изложения). Также постепенно, в соответствии с возможностями обучающихся, давать для изложения тексты более сложные по содержанию и языку, увеличивая их объём, осложняя дополнительными или грамматическими заданиями. На ранних этапах работы над изложениями предпочтительнее коллективная форма изложений. По мере же овладения навыками самостоятельной работы обучающимися коллективные изложения уступают изложениям индивидуальным, самостоятельно выполняемым ребятами, и примерно к 8 классу считаются пройденным этапом.

В ходе работы над коллективным изложением учителем решаются следующие задачи:

- научить отбирать материал, выделять главное, опускать детали, избегать длиннот, избирать наиболее желательную форму языкового выражения (например, как поступать, если начало текста – диалог);

- научить составлять план и рассказывать по плану;

- научить заканчивать рассказ.

Помимо своего участия в работе над коллективным изложением, в качестве упражнений, подготавливающих обучающихся к изложениям, широко используются  такие:

  - ответы на вопросы выдержками из текста (цитатами);

  -  передача прочитанных предложений другими словами:

«Только что по весенним проталинкам появились ранние цветочки…» и «Едва раннею весной появились первые цветочки…»;

- придумывание контрольных по смыслу предложений: «Полетела по ранним цветочкам о красной весне разведать». «Улетела от поздних цветов, узнав про печальную осень…»;

  - превращение одних типов предложений в другие, например, повествовательные - в вопросительные и восклицательные;

  - замена повествовательных и описательных текстов речью диалогической;

  - сокращение текстов по примеру;

  - свободный и творческий диктанты как переходные формы к изложению и сочинению;

 - письменные ответы на вопросы. Они могут состоять только из одного предложения и быть более развёрнутыми, быть связанными с литературными произведением или с беседой на уроке на свободную тему;

 - составление предложений на определённую тему.

Известно из опыта, что, когда ученикам предлагают придумать предложения на определённое грамматическое правило, они затрудняются найти решение не потому, что не знают нужных сведений по грамматике, а потому что не могут найти тему для примеров. Отсюда такие предложения: Я иду в театр. Меня не было дома.

Поэтому, давая подобные задания, предлагаю и тему (по содержанию).   

       Очень эффективными являются упражнения в конструировании сложных предложений по данному образцу и данной схеме. Эти упражнения воспитывают в обучающихся умение в немногом сказать многое. Например, одним предложением передайте содержание картины «Утро». 

Цели изложений, рассчитанных на 1-2 урока, значительно шире, они охватывают разные стороны развития интеллекта и свободной речи обучающихся. Работа, направленная на обогащение речи, обучению правильному и уместному использованию лексических и грамматических средств, всегда должна стоять в центре внимания при подготовке к любому виду изложений.

На уроках развития речи готовлю  девятиклассников к тому, что уже при первом прослушивании текста они должны обращать внимание не только на его содержание, но и на языковое оформление: на то,  как начинается текст (каков его зачин), как завершается (какова его концовка), какие языковые средства используются автором для выражения своего отношения к изображаемому, как осуществить связь между предложениями, абзацами, какие слова в тексте можно считать ключевыми, как используется повтор, в каких случаях употребляются синонимы. При проверке и оценивании учитываю  не только объём, но и качество выполнения коммуникативно-речевой задачи, принимаю во внимание точность, ясность мысли, речевое оформление.

В системе работ по совершенствованию речевой деятельности особое место отводится сочинению. Ему подчинены все другие речевые упражнения. Начинаясь в 1 классе в виде небольших устных сообщений, ярких и эмоциональных рассказов, сочинение перерастает в серьезную планируемую устную работу, служащую самовыражению обучающегося.

Сочинение – творческая работа, оно требует наивысшей самостоятельности ученика, активности, внесения чего-нибудь своего, личного, в текст. В них отражается внутренний мир ученика, по сочинениям можно проследить его развитие, формирование его мировоззрения, отношение к жизни.

Сочинения проводятся, начиная с начальной школы. В зависимости от возраста, различаются по  целям, тематике, сложности, степени серьезности, по содержанию.

Сочинения необходимо проводить в определенной системе, от этапа к этапу, повышая требования к их содержательности, технике изложения и грамотности. В конечном счете система сочинений должна обеспечить умение обучающихся рассказывать о чем-либо по плану, в определенной последовательности, не нарушая логики в развитии событий, выделять главные связи между явлениями, формулировать выводы и доказательства к ним, обобщать. Но чтобы ребята научились по-настоящему писать сочинения, они должны овладеть также умением:

а) определять (осмысливать) объем содержания и границы темы сочинения;

б) подчинять свое сочинение основной мысли;

в) собирать материал для сочинений (путем наблюдения над действительностью по литературным источникам);

г) систематизировать собранный материал, приводить его в порядок, то есть отбирать нужное и определять последовательность его расположения в сочинении;

д) писать сочинения разных типов (повествование, описание, рассуждение);

е) совершенствовать написанное;

ж) выражать свои мысли точно, правильно с точки зрения норм речи и по возможности ярко (но без напыщенности).

В деятельности, связанной с проведением сочинений, выделяю три этапа:

- подготовка к организации сочинений;

- их проверка и оценка;

- анализ проверенных работ в классе.

Провожу различные виды сочинений, но особую роль отвожу сочинению-рассуждению. Прежде всего,  добиваюсь уяснения обучающимися схемы построения текста – рассуждения:

1. Вступление.                                        

Тезис  - основная мысль, которая раскрывается в сочинении.

2. Главная часть.

Аргументы (доказательства) – несколько аргументов, положений с примерами, фактами,

раскрывающими основную мысль.

3.Заключение.

Вывод – обобщение  содержания главной части.

       Для выработки умения видеть основные части рассуждения считаю полезным предложить обучающимся такое упражнение:

       Разберите рассуждения по предложенной схеме. Найдите в них  тезис, аргумент, примеры.

    а) Некоторые сказки называются волшебными. Так, в них рассказывается о необыкновенных приключениях и подвигах героев - смелых, находчивых, добрых людей. Они поднимаются выше туч, попадают в подземное царство, достают мёртвую и живую воду. Им помогают ковры – самолёты, скатерти – самобранки, говорящие животные и растения. Поэтому герои волшебных сказок всегда побеждают.

    б) Вдруг бежит навстречу ему косой заяц. «Убью этого зайца! – думает царевич – Очень уж есть хочется… «Натянул свой тугой лук, стал целиться, а заяц говорит ему человеческим голосом: «Не губи меня, Иван-царевич! Будет время, я тебе пригожусь».

    Работая над строением рассуждения, показываю, что оно может быть полным и сокращённым (отсутствует вывод, примеры). Полное рассуждение особенно распространено в научно – деловой речи. В разговорной и художественной речи чаще встречаются неполные рассуждения, а союзы опускаются.

     Проводя работу над рассуждением, сопоставляю такую его часть, как обоснование в текстах разных стилей, подвожу обучающихся к выводу: в научно- деловой речи факты сообщаются,  а в художественной – изображаются. С целью закрепления даю упражнения:

     Внимательно прочитайте текст. Что общего в этих рассуждениях и чем они различаются?  Сопоставьте вторые части этих рассуждений (обоснования). В каком случае о поведении животного сообщается, а в каком – поведение изображается (рисуется картина)? Почему?

     а) Акул называют морскими разбойниками, так как они распугивают и уничтожают рыбу, рвут сети, иногда нападают на людей. Не случайно акул считают опасными рыбами.

б) Говорим ещё: глуп, как гусь… А умнее этой птицы нет на свете. Гусь знает хозяев по походке. Например, возвращается домой среди ночи. Идёшь по улице, отворяешь калитку, проходишь по двору – гуси молчат, точно их нет. А незнакомый вошёл во двор – сейчас же гусиный переполох: «Га-га-га! Га-га-га! Кто это шляется по чужим домам?» (А.И. Куприн).

   Познакомьтесь с сочинением пятиклассницы на тему «Мой любимый учебный предмет». Нравится ли оно вам? Чем? Какой тип речи создан ученицей? Перечислите аргументы, которые приведены в сочинении. Нет ли противоречий в высказывании? Удачны ли аргументы и примеры? Как бы вы посоветовали девочке отредактировать текст?

   Английский язык – мой самый любимый предмет. Я люблю его потому, что он мне легко даётся. Я стараюсь заниматься сама, без помощи родителей. Наша учительница очень хорошо ведёт уроки, и я у неё всё понимаю. Если уже Алла Борисовна начала что-то объяснять, то доведёт своё объяснение до конца. Не знаю, что бы я делала у другой учительницы! Наш класс так и цветёт. Вы спросите: «Как цветёт?». А так, очень просто. В нём очень много цветов. Алла Борисовна - наш классный руководитель. Она никогда не злится, а только говорит, как нужно делать… По английскому  у меня все пятёрки и четвёрки. Иногда проскочит троечка, но я стараюсь её исправить.  За всё это нужно поблагодарить моего папу. Это он сидел со мной зимними вечерами. Он научил меня работать. С тех самых дней я узнала, что английский язык - очень трудный предмет, но если усиленно заниматься, можно добиться всего и стать отличником по этому предмету. С тех же дней я полюбили английский язык!

В центре внимания в 7 классе – рассуждения публицистического стиля. Обучая школьников построению публицистических рассуждений, показываю такие особенности этих высказываний, как использование цитат из выступлений общественных деятелей, доказательства от противного, вопросы-размышления типа «или-или» и другие. Даю задания:

    1. Продолжите текст В.П. Крапивина. Расскажите, часто ли вы в своей жизни сталкиваетесь с проблемой «хочу» и «надо», как вы её решаете? Сохраните публицистический стиль речи (воспользуйтесь вопросами – размышлениями с союзом или).

         «Хочу» и «Надо».

Этими двумя словами, по существу, можно определить все наши поступки. В жизни очень часто сталкиваются эти иногда совпадающие, а иногда совершенно противоположные слова.

    С самого начала уже возникают противоречия: утром надо вставать, а не хочется.

2. Продолжите рассуждения. Выберите из двух предложенных тезисов какой-либо один: аргументируйте его, приведите убедительные примеры, сделайте вывод. Сохраните публицистический стиль речи (воспользуйтесь доказательством от противного).

Свободное время! От того, как ты проводишь его, зависит, как и чему ты научишься в жизни, кем станешь. Сможешь ли ты прожить настоящую жизнь.

а) Свободное время – прекрасное время.

б) Свободное время – трудное время.

  Прежде чем приступить к написанию сочинения, необходимо продумать последовательность изложения материала, составить план.

Первым по времени и по значимости шагом в работе над предстоящим сочинением считаю выбор темы. Вместе с выбором темы решаем вопрос о типе речи, стиле и жанре. Уже при обдумывании темы находим с ребятами её границы. Тему помогает раскрыть план – необходимая ступень любого действия. Лучший план – письменный, затем устный, далее мысленный. Очень важным моментом при подготовке к написанию сочинений считаю отбор и систематизацию материалов.

При работе над сочинениями и изложениями эффективным приёмом считаю редактирование, которое направлено на улучшение, совершенствование, исправление уже написанного текста.

Работая с черновиком, ученик получает возможность увидеть весь созданный текст, оценить его, внести исправления, убрать лишнее, восстановить пропущенное, исправить ошибки, недочёты. Этот приём работы развивает у детей самостоятельность, творчество.

Важным моментом считаю анализ сочинений  и работу над ошибками.

Несомненно, чтобы сформировать высокий уровень речи, необходима повседневная, систематическая работа, как групповая, так и индивидуальная. Развивая интерес к обучению, используя различные виды работ, занимаюсь индивидуально с детьми, у которых плохо развита речь. Считаю, что легче предупредить плохое развитие речи, чем ее потом стараться исправить.

 

 

Литература

 

  1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и другие. Методика преподавания русского языка/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и другие. - М.: Просвещение, 2004.
  2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2009.
  3. Ивченков П.Ф. Обучающие изложения. 5-9 классы / П.Ф.Ивченков. – М.: Просвещение, 2005.
  4. Калганова Т.А. Сочинения разных жанров в старших классах / Т.А.Калганова. – М.: Просвещение, 2006.
  5. Львова С.И. ГИА 2009. Русский язык: Сборник заданий: 9 класс / С.И.Львова. – М.: Эксмо, 2008.

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Юпитер
Просмотров: 9953 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 4.2/6
Всего комментариев: 2
2 ndndndn  
0
я не нашла там

1 Peawlarcare  
0
да, наверно так и есть

Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024