ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к учебному плану на 2015-2016 учебный год
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения«Плотниковская основная общеобразовательная школа»
Учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся, если иное не установлено Федеральным законом.
Учебный план образовательного учреждения сформирован в соответствии с:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрированный Минюстом России 22 декабря 2009 года № 15785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года № 1241, зарегистрированный Минюстом России 4 февраля 2011 года № 19707 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373»;
- приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- примерной основной образовательной программой начального общего образования, рекомендованной к использованию Координационным советом при департаменте общего образования Министерства образования и науки Российской федерации (протокол заседания от 24-25 июля 2010г. № 1);
- приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2008 г. № 241 “О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. № 889 “О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год».
- письмом Минобрнауки России от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников».
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 февраля 2012 №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования и науки РФ от 09 марта 2004 года №1312»;
- письмом Минобрнауки России от 30.05.2012 № МД-522/03 «О методических рекомендациях «Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья».
- письмом Минобрнауки России от 16.05.2012 № МД 520/19«Об оснащении спортивных залов и сооружений общеобразовательных учреждений».
- письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 марта 2010 г. № 03-41 «О методических рекомендациях по вопросам организации профильного обучения» и методические рекомендации «О реализации элективных курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения» (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 марта 2010 г. № 03-413)
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 августа 2009 года №320 «О внесении изменений в федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 года №1089 ««Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (произведенияСолженицына);
- письмом Минобразования РФ от 20.04.2001 № 408/13-13 «О рекомендациях по организации обучения первоклассников в адаптационный период» (подготовлено совместно с научно - исследовательским институтом гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук и является дополнением к письму Минобразования России от 25.09.2000 № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы»).
- распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.01.2012 № 84-р (об учебном курсе «Основы религиозных культур и светской этики»)
-Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
-Письмом Министерства образования Российской Федерации от 26 июня 2012г. №03-ПГ-МОН-10430 «Об изучении предмета Технология»;
- Письмом Министерства образования Российской Федерации «О соблюдении Законодательства РФ при применении новых образовательных технологий в образовательных учреждениях» от 01.06.2001 г. № 22-06-770;
- Изменением к Приказу Министерства образования РФ от 09.03.2004г. №1312 «Об изменениях в Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы образовательных учреждений РФ» от 03.06.2011 года №1994;
- Методическим письмом Министерства образования РФ от 22.05.1998 г. № 811/14-12 «Об организации преподавания основ безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных учреждениях России».
- Письмом Министерства образования Российской Федерации №Д8-1045 от 07.08.2014года (основы бюджетной грамотности);
-Законом об образовании Кемеровской области (в редакции от 26.12.2013 N 147-ОЗ).
- приказом департамента образования и науки Кемеровской области от10.07.2014 №1243 «О реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и основного общего образования в 2014-2015 учебном году».
- приказом Департамента образования и науки Кемеровской области от 16.06.2011г. №1199 «Об утверждении методических рекомендаций по составлению учебных планов для 1-11 классов общеобразовательных учреждений Кемеровской области»;
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от "29" декабря 2010 г. № 189;
- Уставом МБОУ «Плотниковская ООШ».
Учебный план образовательного учреждения реализует программы начального общего, основного общего образования, создает условия для организации предпрофильной подготовки. Школа работает в условиях 6-дневной рабочей недели (для 1 класса 5 – дневная рабочая неделя) в одну смену, минимальная продолжительность перерывов – 10 минут, максимальная – 20 минут для питания обучающихся.
Учебные предметы учебного плана обеспечиваются учебниками, представленными в Федеральном перечне учебников (Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 № 253), а также учебниками из федерального перечня учебников на 2013-2014 учебный год, утвержденного приказом Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067.
Осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения осуществляется на основании Положения о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «Плотниковская ООШ». Учёт индивидуальных результатов освоения обучающимися образовательных программ осуществляется согласно Положению о портфолио ученика МБОУ «Плотниковская ООШ».
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Учебный план начального общего образования обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС НОО, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения).
Учебный план для 1-4 классов ориентирован на 4 – летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования. Продолжительность учебного года во 2 – 4 классах – 34 учебные недели, в 1 классе – 33 учебные недели. Продолжительность уроков для 2 - 4 классов – 45 минут, для 1 класса в 1 и 2 четвертях по 35 минут, с 3 четверти по 45 минут.
Первый уровень – начальное общее образование (1-4 классы - нормативный срок освоения – 4 года). В ходе освоения образовательных программ при реализации учебного плана на первом уровне общего образования формируются базовые основы и фундамент всего последующего обучения, в том числе:
• закладывается основа формирования учебной деятельности ребёнка — система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;
• формируются универсальные учебные действия;
• развивается познавательная мотивация и интересы обучающихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формируются основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. Начальное общее образование является базой для получения основного общего образования.
В учебном плане начального общего образования устанавливается соотношение между обязательной частью и частью, формируемой участниками образовательного процесса.Обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания предметных областей приведены в таблице:
№ п/п
|
Предметные области
|
Основные задачи реализации содержания
|
1
|
Филология
|
Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности
|
2
|
Математика и информатика
|
Развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности
|
3
|
Обществознание и естествознание
(Окружающий мир)
|
Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
|
4
|
Основы религиозных культур и светской этики
|
Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России
|
5
|
Искусство
|
Развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру
|
6
|
Технология
|
Формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности
|
7
|
Физическая культура
|
Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.
|
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
В учебном плане начального общего образования соответствуют обязательной части следующие учебные предметы: русский язык, литературное чтение, иностранный язык (английский), математика, окружающий мир, основы религиозных культур и светской этики, музыка, ИЗО, технология, физическая культура.
Часть учебного плана, формируемая участникамиобразовательных отношений, определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), и дополнительные возможности достижения обучающимися предметных, метапредметных и личностных результатов образования.
С учётом образовательных потребностей участников образовательных отношений в учебном предмете «Основы религиозных культур и светской этики» из шести модулей был выбран модуль «Основы светской этики» (выбор родителей составил 100%).
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебный план (часть, формируемая участниками образовательных отношений) предусматривает время:
· на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных обязательных учебных предметов;
· на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.
Из части учебного плана, формируемой участниками образовательныхотношений, выделено:
- во 2-4 классах по 1 часу на изучение пропедевтического курса «Информатика» с целью реализации непрерывного курса информатики, возможностей сделать ее сквозной линией школьного образования, что непосредственно отвечает задачам информатизации образования, поставленным в Концепции модернизации образования Российской Федерации;
- во 2 классе 1 час групповых занятий «Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк» с целью формирования устойчивого каллиграфического почерка;
- во 2-4 классах по 1 часу факультативного курса «Детская риторика» с целью развития коммуникативных умений, обучения младших школьников эффективному общению в разных ситуациях, решению различных коммуникативных задач;
- в 3 классе – 1 час групповых занятий «Родник» по литературному чтению с целью развития навыка выразительного, грамотного чтения целыми словами и словосочетаниями, обучения умению работать с текстом, развитию умения пересказывать тексты, чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, различать в произведении выразительные средства, создающие художественный образ.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана, не превышает величину недельной образовательной нагрузки, которая определяется в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Цель обеспечение доступного качественного образования для каждого обучающегося.
Задачи
- создавать условия для освоения Федерального государственного образовательного стандарта по предметам учебного плана;
- формировать ответственное отношение к труду, к учёбе;
- развивать логическое и творческое мышление;
- способствовать самоопределению обучающихся в профессиональном пространстве;
- выполнение социального заказа родителей, удовлетворение образовательных потребностей обучающихся.
Второй уровень – основное общее образование (5-9 классы - нормативный срок освоения – 5 лет) обеспечивает освоение обучающимися образовательных программ основного общего образования, условия становления и формирования личности обучающегося, его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению.
Продолжительность учебного года - 34 учебные недели. Продолжительность уроков – 45 минут. Занятия организованы в одну смену
Учебный план 5 класс ФГОС ООО
Учебный план основного общего образования обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС ООО, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся 5 класса, состав и структуру обязательных предметных областей.
В учебном плане для 5 класса основного общего образования устанавливается соотношение между обязательной частью и частью, формируемой участниками образовательного процесса.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение.
В учебном плане в обязательную часть входят следующие учебные предметы: русский язык, литература, иностранный язык (английский), математика, всеобщая история, обществознание, география, биология, музыка, ИЗО, технология, физическая культура.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), и дополнительные возможности достижения обучающимися предметных, метапредметных и личностных результатов образования.
Время, отводимое на часть, формируемую участниками образовательного процесса, использовано на:
- введение учебных предметов обеспечивающих интересы и потребности участников образовательного процесса (ОБЖ -1 ч, информатика-1ч., русский язык – 1 час);
- введение групповых занятий «Зеленая лаборатория» - 1 ч.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана не превышает величину недельной образовательной нагрузки, которая определяется в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Заме
Учебный план
основного общего образования
в рамках реализации федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования
на 2015-2016 учебный год
Предметные области
|
Учебные
предметы
Классы
|
Количество часов в неделю
|
V
|
Всего
|
|
Обязательная часть
|
|
Филология
|
Русский язык
|
5
|
5
|
Литература
|
3
|
3
|
Иностранный (английский) язык
|
3
|
3
|
Математика и информатика
|
Математика
|
5
|
5
|
Алгебра
|
|
|
Геометрия
|
|
|
Информатика
|
|
|
Общественно-научные предметы
|
Всеобщая история
|
2
|
2
|
История России
|
|
|
Обществознание
|
1
|
1
|
География
|
1
|
1
|
Основы духовно-нравственной культуры народов России
|
Основы духовно-нравственной культуры народов России
|
|
|
Естественно-научные предметы
|
Физика
|
|
|
Химия
|
|
|
Биология
|
1
|
1
|
Искусство
|
Музыка
|
1
|
1
|
Изобразительное искусство
|
1
|
1
|
Технология
|
Технология
|
2
|
2
|
Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельности
|
ОБЖ
|
|
|
Физическая культура
|
3
|
3
|
Итого
|
|
28
|
28
|
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
|
4
|
4
|
Русский язык
|
1
|
1
|
Информатика
|
1
|
1
|
ОБЖ
|
1
|
1
|
Зеленая лаборатория
|
1
|
1
|
Максимально допустимая недельная нагрузка при 6-дневной учебной неделе
|
32
|
32
|
Итого к оплате
|
32
|
32
|
Учебный план
начального общего образования
в рамках реализации федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования
на 2015-2016 учебный год
Предметные области
|
Учебные
предметы
Классы
|
Количество часов в неделю
|
Всего
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
|
Обязательная часть
|
|
|
Филология
|
Русский язык
|
5
|
5
|
5
|
5
|
20
|
Литературное чтение
|
4
|
4
|
4
|
4
|
16
|
Иностранный (английский) язык
|
|
2
|
2
|
2
|
6
|
Математика и информатика
|
Математика
|
4
|
4
|
4
|
4
|
16
|
Обществознание и естествознание
|
Окружающий мир
|
2
|
2
|
2
|
2
|
8
|
Основы религиозных культур и светской этики
|
Основы религиозных культур и светской этики
|
-
|
-
|
-
|
1
|
1
|
Искусство
|
Музыка
|
1
|
1
|
1
|
1
|
3
|
Изобразительное искусство
|
1
|
1
|
1
|
1
|
3
|
Технология
|
Технология
|
1
|
1
|
1
|
1
|
3
|
Физическая культура
|
Физическая культура
|
3
|
3
|
3
|
3
|
9
|
Итого
|
21
|
23
|
23
|
24
|
91
|
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
|
|
3
|
3
|
2
|
8
|
Информатика
|
|
1
|
1
|
1
|
3
|
Детская риторика
|
|
1
|
1
|
1
|
3
|
Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк
|
|
1
|
|
|
1
|
«Родник» (литературное чтене
|
|
|
1
|
|
1
|
Максимально допустимая
недельная нагрузка
|
21
|
26
|
26
|
26
|
99
|
Итого к оплате
|
21
|
26
|
26
|
26
|
99
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|